Патрульные катера-экранолланы

Проект А. Газда. Выше были кратко рассмотрены основные осо­бенности проектов катеров с воздушным крылом, т. е. с воздуш­ной разгрузкой. Одно из первых предложений, касающихся по­добных конструкций катеров, было сделано в конце 1941 г. аме­риканским специалистом А. Газда.

Катер предиазиачеи для несения патрульной службы и борьбы с кораблями противника. Он вооружен торпедой, скоро­стрельной авиационной пушкой и крупнокалиберным пулеметом.

По аэродинамической и конструктивной компоновкам ои на­поминает обычный двухпоплавковый гидросамолет, у которого отсутствуют консоли крыльев, т. е. имеется лишь средняя часть — центроплан (рис. 104). Органы управления катера также анало­гичны применяемым иа гидросамолетах: хвостовое оперение, включающее киль и руль направления, и водяной руль для уп­равления катером при движении по воде.

В качестве энергетической установки иа катере применены, в зависимости от его модификации, одни или два авиационных двигателя воздушного охлаждения.

По мнению автора проекта, оборудование катера воздушным крылом должно обеспечить ему заметное повышение скорости за счет снижения гидродинамического сопротивления. Вследствие уменьшения силы ударов корпуса о встречные волны должна также улучшиться мореходность катера.

Катер Д. Квейди и Д. Шиллрефа. В 1967 г. специалистами американской фирмы «Дженерал Дайпэмикс» был разработан проект патрульЕюго катера-экраиоплана. Катер предназначен для патрулирования в прибрежных водах, охраны побережья, а так-

же для огневой поддержки войск, действующих на прибрежном фланге.

Катер вооружен двумя, по*вндимому, универсальными кры­латыми ракетами класса «корабль — корабль», расположенными иа верхней палубе, н скорострельными артиллерийскими уста­новками, размещенными на палубе в носовой части поплавков.

image119

Рис 104. Схема патрульного катера с воздушной раз­грузкой (проект).

/ — артиллерийская установка; 2 — крупнокалиберный пулемет; 3 — торпеда, 4 — воздушное крыло.

Для определения иадводиой и воздушной обстановки служит радиолокационная станция с аитеииым постом, установленным иа крыше надстройки катера. Здесь сосредоточены все боевые посты управлення оружием и техническими средствами экраио — плаиа.

Аппарат выполнен в виде катамарана по схеме «летающее крыло» (рис. JQ5). Весьма развитые в длину поплавки, выпол­няющие роль концевых шайб, имеют обводы «морских саией». Пространство под днищем корпуса-крыла с носа и кормы ограж­дено двумя парами щитков, которые в полете должны обеспечи­вать продольную н поперечную стабилизацию.

Энергетическая установка экраноплана состоит из двух тур­бовентиляторных двигателей с воздухозаборниками, вынесенны­ми с целью снижения забрызгнваемостн па крышу надстройки.

Поток воздуха, нагнетаемый вентиляторами, используется для создания воздушной подушки, а от турбин двигателя — для обеспечения поступательного движения катера.

Подпись: Рис. 105 Общее расположение патрульного катсра-экраноплана фирмы «Дже- иерал Даинэмцкс» (проект).

Система управляемых заслонок (дефлекторов) позволяет распределять отбрасываемые двигателем газы между воздушной подушкой и выхлопными соплами, создающими тягу, в зависи­мости от режима движения катера. Так, при старте почти вся мощность турбин может быть использована для создания воз-

/ — артиллерийская установка; 2 —антенный пост радиолокационной станции, 3 —газо­турбинная установка, 4 — ракета на пусковой установке; 5 —кормовой щиток с при­водом. б —кормовая убирающаяся колонка с гребным винтом; 7 — убирающийся излу­чатель гидролокационной станции; 8 — носовая убирающаяся колонка, 9 — носовой щи­ток с приводом душной подушки и снижения осадки экраноплана (а следова­тельно, и его сопротивления). По мере увеличения скорости дви­жения катера и возрастания аэродинамической подъемной силы все большая доля газов, отбрасываемых турбинами, исполь­зуется для создания тяги.

По мнению авторов проекта, подобная система заслонок поз­воляет отказаться от применения специальных стартовых двига­телей и тем самым снизить массу энергетической установки ко­рабля. Кроме того, она обеспечивает плавный и безопасный пе­реход аппарата от старта к околоэкраииому полету.

Для длительного патрулирования катера на малом ходу в во- донзмещающем режиме иа исм предусмотрены две выдвижные колонки (с гребными вннтамн), расположенные в носовой н кор­мовой частях экраноплана.

Устойчивость катера по курсу обеспечивается двумя воздуш­ными кнлямн, а управление — рулями. В режиме плавання ка­тер управляется с помощью водяных рулей.

Подпись: 5 Рис 106. Общее расположение патрульного катера-экраноплана фирмы «Дженерал Дайнэмикс» (проект).

Д. Квендн н Д. Шнллреф разработали также патрульный катер, отличающийся от рассмотренного (рнс. 106) иной аэро­динамической компоновкой н схемой общего расположения, в частности, трехкнлевым хвостовым опереинем с высоко распо-

/ — артиллерийская установка, 2 —закрылок; 3 — люк кормовых артилле-
рийских установок, 4 — убирающаяся гидролыжа; 5 — носовая артилле-
рийская установка, 6 — двигатель с вентилятором.

ложенным горизонтальным стабилизатором н рулем высоты. Ка­тер оборудован стартовыми гидролыжами, которые, по мнению авторов, должны существенно улучшить его взлетно-посадочные характеристики, особенно в сложных гидрометеорологических ус­ловиях. Этого можно достичь как за счет повышения аэрогндро — дннамнческого качества экраноплана в момент разбега и выхода на расчетный режим, так н вследствие амортизирующего эф­фекта гндролыж в переходных режимах.

По оценке авторов проектов патрульных катеров-экранопла — нов, основными их преимуществами перед состоящими па воору­жении ВМС США глиссирующими катерами и катерами на под­водных крыльях являются: в 4—5 раз более высокая скорость, преодоление мелководных участков и использование в тяжелых погодных условиях (взлет и посадка в закрытых бухтах).