Патрульные катера-экранолланы
Проект А. Газда. Выше были кратко рассмотрены основные особенности проектов катеров с воздушным крылом, т. е. с воздушной разгрузкой. Одно из первых предложений, касающихся подобных конструкций катеров, было сделано в конце 1941 г. американским специалистом А. Газда.
Катер предиазиачеи для несения патрульной службы и борьбы с кораблями противника. Он вооружен торпедой, скорострельной авиационной пушкой и крупнокалиберным пулеметом.
По аэродинамической и конструктивной компоновкам ои напоминает обычный двухпоплавковый гидросамолет, у которого отсутствуют консоли крыльев, т. е. имеется лишь средняя часть — центроплан (рис. 104). Органы управления катера также аналогичны применяемым иа гидросамолетах: хвостовое оперение, включающее киль и руль направления, и водяной руль для управления катером при движении по воде.
В качестве энергетической установки иа катере применены, в зависимости от его модификации, одни или два авиационных двигателя воздушного охлаждения.
По мнению автора проекта, оборудование катера воздушным крылом должно обеспечить ему заметное повышение скорости за счет снижения гидродинамического сопротивления. Вследствие уменьшения силы ударов корпуса о встречные волны должна также улучшиться мореходность катера.
Катер Д. Квейди и Д. Шиллрефа. В 1967 г. специалистами американской фирмы «Дженерал Дайпэмикс» был разработан проект патрульЕюго катера-экраиоплана. Катер предназначен для патрулирования в прибрежных водах, охраны побережья, а так-
же для огневой поддержки войск, действующих на прибрежном фланге.
Катер вооружен двумя, по*вндимому, универсальными крылатыми ракетами класса «корабль — корабль», расположенными иа верхней палубе, н скорострельными артиллерийскими установками, размещенными на палубе в носовой части поплавков.
Рис 104. Схема патрульного катера с воздушной разгрузкой (проект). / — артиллерийская установка; 2 — крупнокалиберный пулемет; 3 — торпеда, 4 — воздушное крыло. |
Для определения иадводиой и воздушной обстановки служит радиолокационная станция с аитеииым постом, установленным иа крыше надстройки катера. Здесь сосредоточены все боевые посты управлення оружием и техническими средствами экраио — плаиа.
Аппарат выполнен в виде катамарана по схеме «летающее крыло» (рис. JQ5). Весьма развитые в длину поплавки, выполняющие роль концевых шайб, имеют обводы «морских саией». Пространство под днищем корпуса-крыла с носа и кормы ограждено двумя парами щитков, которые в полете должны обеспечивать продольную н поперечную стабилизацию.
Энергетическая установка экраноплана состоит из двух турбовентиляторных двигателей с воздухозаборниками, вынесенными с целью снижения забрызгнваемостн па крышу надстройки.
Поток воздуха, нагнетаемый вентиляторами, используется для создания воздушной подушки, а от турбин двигателя — для обеспечения поступательного движения катера.
Система управляемых заслонок (дефлекторов) позволяет распределять отбрасываемые двигателем газы между воздушной подушкой и выхлопными соплами, создающими тягу, в зависимости от режима движения катера. Так, при старте почти вся мощность турбин может быть использована для создания воз-
/ — артиллерийская установка; 2 —антенный пост радиолокационной станции, 3 —газотурбинная установка, 4 — ракета на пусковой установке; 5 —кормовой щиток с приводом. б —кормовая убирающаяся колонка с гребным винтом; 7 — убирающийся излучатель гидролокационной станции; 8 — носовая убирающаяся колонка, 9 — носовой щиток с приводом душной подушки и снижения осадки экраноплана (а следовательно, и его сопротивления). По мере увеличения скорости движения катера и возрастания аэродинамической подъемной силы все большая доля газов, отбрасываемых турбинами, используется для создания тяги.
По мнению авторов проекта, подобная система заслонок позволяет отказаться от применения специальных стартовых двигателей и тем самым снизить массу энергетической установки корабля. Кроме того, она обеспечивает плавный и безопасный переход аппарата от старта к околоэкраииому полету.
Для длительного патрулирования катера на малом ходу в во- донзмещающем режиме иа исм предусмотрены две выдвижные колонки (с гребными вннтамн), расположенные в носовой н кормовой частях экраноплана.
Устойчивость катера по курсу обеспечивается двумя воздушными кнлямн, а управление — рулями. В режиме плавання катер управляется с помощью водяных рулей.
Д. Квендн н Д. Шнллреф разработали также патрульный катер, отличающийся от рассмотренного (рнс. 106) иной аэродинамической компоновкой н схемой общего расположения, в частности, трехкнлевым хвостовым опереинем с высоко распо-
/ — артиллерийская установка, 2 —закрылок; 3 — люк кормовых артилле-
рийских установок, 4 — убирающаяся гидролыжа; 5 — носовая артилле-
рийская установка, 6 — двигатель с вентилятором.
ложенным горизонтальным стабилизатором н рулем высоты. Катер оборудован стартовыми гидролыжами, которые, по мнению авторов, должны существенно улучшить его взлетно-посадочные характеристики, особенно в сложных гидрометеорологических условиях. Этого можно достичь как за счет повышения аэрогндро — дннамнческого качества экраноплана в момент разбега и выхода на расчетный режим, так н вследствие амортизирующего эффекта гндролыж в переходных режимах.
По оценке авторов проектов патрульных катеров-экранопла — нов, основными их преимуществами перед состоящими па вооружении ВМС США глиссирующими катерами и катерами на подводных крыльях являются: в 4—5 раз более высокая скорость, преодоление мелководных участков и использование в тяжелых погодных условиях (взлет и посадка в закрытых бухтах).